04.11.2010
Виктор Ясманн
СТРАСТИ ПО КУРИЛАМ
Итоги Второй мировой забыты?
Короткий визит Медведева на Курилы вызвал ритуальные протесты японцев по поводу «незаконного посещения исконно японской территории» и ответный резкий, но какой-то невнятный протест российского МИДа. Тем более, что за ним последовал мелодраматический отзыв японского посла. Все это действует на нервы какой-то карикатурностью. По-моему, необходимо четко и просто заявить, что вопрос об исторической принадлежности Курил не имеет ровным счетом никакого значения. Острова находятся во владении России не по причине «исконности», а как военный трофей по итогам Второй мировой войны. Как, например, Силезия (Шлезиен) в руках Польши. Соглашение по Курильским островам было достигнуто на Ялтинской и Потсдамской конференциях, причем Курилы предназначались СССР в качестве «платы» за вступление в войну против Японии. Япония капитулировала перед союзниками, подписала акт о капитуляции, согласившись тем самым на все их условия. Требовать после этого назад острова все равно, что требовать у команды, выигравшей матч, вернуть наградной кубок проигравшим. В равной степени несостоятельны разговоры о том, что неурегулированнось «курильской проблемы» мешает подписанию мирного договора с Японией и нормализации отношений с этой страной. А скажите на милость, когда и какой мирный договор Россия (СССР) подписала с Германией? Правильно. Никто и никогда такого договора не подписывал. СССР строил свои послевоенные отношения с обеими Германиями на акте о безоговорочной капитуляции, подкрепленном рядом двухсторонних договоров с ГДР и «большим» договором о сотрудничестве с ФРГ от 1970 года, в котором, между прочим, немцы признали послевоенные границы в Европе. Сообразно с этим им не приходит в голову требовать назад Гданьск (Данциг) или Карловы Вары (Карлсбад). И все же мне, как и всем, хотелось бы какого-то «хэппи энда» в отношениях с Японией. Но как это сделатъ? Возможно, что решение подскажет байка, которую приписывают Эриху Марии Ремарку. Однажды к нему обратился голливудский продюссер, который решил снимать фильм по его знаменитому роману o Первой мировой войне «На Западном фронте без перемен». «Я хочу от Вас сценарий. Но Вы же знаете наши правила: мне необходимо, чтобы у фильма был “хэппи энд”», – сказал американец. “Хорошо, – сказал Ремарк, – я сделаю так, что войну выиграют немцы».
Количество показов: 17699